Приворожить без фотографии

И вот еще вопрос вопросов

— почему в современном футболе становится так тесно, что не находится порой места для свободных художников? А бывает ли тесно там, где собираются творческие личности? И почему бывает почти всегда тесно там, где собираются механические игрушки?

Итак, свободный художник

— это прежде всего тот футболист, который способен приворожить без фотографии оживить на поле тренерские схемы, застывшие в виде фишек на доске. Но, скажут многие, зачем же, ломиться в открытую дверь? Да какой же тренер откажется от такого рода игроков? Но ведь отказываются, не прямо, конечно, а косвенно. Ведь мало только приветствовать, мол, я за свободных художников, их надо воспитывать, а воспитывать значит поощрять их творчество на поле, в котором, как в любом другом виде творчества, бывают ошибки и заблуждения, требующие понимания и сочувствия. И ведь именно наличием большого количества свободных художников был силен наш футбол в прежние годы. И не потому ли мы терпим одну неудачу за другой на международной арене, что преуспели в отрицании роли свободных художников… Уверен, что, если бы наша сборная играла в такой футбол, который показали на чемпионате Европы Англия, Хорватия, Португалия, Испания, то ни у кого бы даже язык не повернулся осудить ее.

Вот с такими мыслями я и намеревался посмотреть матчи 15-го и 16-го туров. Приворот девушки без ее фотографии не дал результата. Игры чемпионата Европы в исполнении лучших команд еще раз показали, что для них и их футболистов каждый данный матч является единственным и неповторимым, то есть как бы другого не было и не будет. А вот для большинства наших клубов и футболистов характерна, видимо, иная позиция: а вот вам еще игра, не хотите ли? Нет, не хотим, и это очень ясно дали понять болельщики ЦСКА в конце встречи их любимцев с «Балтикой». Минут за десять до конца матча они стали демонстративно освистывать армейцев и выкрикивать пожелания успеха гостям, которые, кстати, во втором тайме могли забить три (!) мяча. Помнится, в начале сезона я писал о том, команда ЦСКА едва ли не самая перспективная в нашем футболе молодой честолюбивый тренер, молодые талантливые игроки, что еще нужно? Но то, что показали хозяева в этой встрече, футболом назвать никак нельзя. Не было у большинства игроков ни движения, ни мысли, да, пожалуй, и желания сыграть хорошо и красиво. Не знаю, что произошло с командой, и как она, показывая такую игру, могла в предыдущем туре обыграть на выезде владикавказскую «Аланию»? Что это дело случая теперь понятно, но ведь тогда становится очень и очень грустно, если допустить, что итог матчей в нашем чемпионате это не плод каких-то закономерностей, а лишь игра случая. Ведь в сущности нет большого греха в том, что какой-то футболист не умеет играть хорошо, гораздо хуже, если он думает, что умеет играть хорошо. Именно такая мысль пришла мне на ум после окончания этой встречи. Чужой мужчина даже не подумал о женщине промышлявшая приворотами.

Зато другая игра, между «Спартаком» и «Торпедо», хотя тоже не отличалась большими изысками, но все же, особенно во втором тайме, захватил атаки зрителей, вызвав бурю эмоций и страстей. В принципе, команды играли каждая в свой футбол, исповедуемый ими уже не один десяток лет. Спартаковцы стремились решить исход встречи в свою пользу за счет активных действий в атаке, а торпедовцы благодаря игре от обороны. И в первом тайме с этими задачами не справлялись ни те, ни другие. Беда «Торпедо», и в этом можно только посочувствовать Валентину Иванову, заключается в известной присказке не одно, так другое. Если в чемпионате «до» у него была созидающая средняя линия, прежде всего в лице Шустикова, Смертина и Агашкова, но не было исполнителей, способных завершить усилия полузащиты, отчего та и работала в основном вхолостую, то теперь появился исполнитель Арсен Аваков, но распалась созидающая ось. Но не было бы счастья… Наставник торпедовцев вынужден был ускорить появление на поле, хотя, думается, планировал он его не раньше следующего года, не менее талантливого и одаренного, чем Шустиков (и это я говорю со слов самого Сергея), Андрея Николаева. Это опять-таки, тот самый свободный художник, которому, когда он чуть-чуть возмужает и окрепнет, тренеры команды смогут доверять конструировать игру по ходу встречи. В этом, кстати, тоже один из уроков чемпионата Европы, где игроки команд по ходу встречи, в зависимости от ее течения, не раз меняли тактический рисунок. А у нас в каком тактическом ключе команды начинают игру, в таком, как правило, и заканчивают.

Так вот, выйдя во втором тайме на замену, Николаев дал понять, что надежды, возлагаемые на него Ивановым, небезосновательны. И дело даже не в мяче, забитом им, хотя, пойдя в атаку, он сыграл ультрасовременно, обокрав опытнейшего Никифорова, а в том, как мыслит этот игрок. Я, например, сидя на трибуне, получил просто эстетическое удовольствие от нескольких его передач и переводов с одного фланга на другой. Впрочем, наверное, это и неудивительно, ведь этот юный 19-летний футболист является одним из немногих воспитанников Эдуарда Стрельцова. Оправдывает себя, на мой взгляд, и еще один тактический ход Иванова это перевод с позиции «по игроку» в полузащиту Олега Корнаухова, который, опять-таки по своему игровому интеллекту, способен раскрыться здесь гораздо полнее. И, наконец, в этом матче тренер «Торпедо» опробовал еще одно новшество, поставив лучшего бомбардира среди дублеров Алексея Савельева на позицию чуть сзади нападающих, напутствовал его перед выходом на поле словами: «Считай себя третьим форвардом». И раза два его неожиданные выходы на ударную позицию были достаточно опасными, а в одном из них лишь умышленная грубость Горлуковича не позволила Савельеву выскочить один на один с Филимоновым. Что касается Авакова, то он, не получая мяча от партнеров, пока больше проявляет себя в розыгрыше либо розыгрыше мяча с партнерами, и делает это, кстати, весьма профессионально.

Leave a reply

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>